Информатика является новой научной областью, опирающейся на традиционные и самые современные и новые науки. К ним в первую очередь относятся:
· теория информации - математическое описание методов передачи данных и обработки данных, а также классификация информации;
· искусственный интеллект - способность устройства решать задачи, ассоциируемые с разумными действиями человека;
· электроника, обеспечивающая техническую базу информатики;
· семиотика - комплекс направлений, изучающих знаковые системы.
Именно наукоемким мировоззренческим построением и связью со специальностью высшего профессионального образования вузовский курс информатики отличается от одноименного школьного курса. В школе даются общие представления об алгоритмических языках программирования, более или менее осваивается один из них (обычно Бейсик), формируются представления об аппаратном и программном обеспечении компьютерно-сетевых комплексов (в основном в увязке к персональному компьютеру - ПК), осваиваются основные приложения и приемы работы на ПК. Иными словами, у выпускника средней общеобразовательной школы формируется компьютерная грамотность, позволяющая перейти непосредственно к изучению вузовского курса информатики и использовать полученные знания и навыки для компьютеризации своей учебной и, возможно, производственной деятельности.
В вузе вопрос ставится глубже, фундаментальнее, на наукоемкой основе. В курсы «Информатика» и «Теория информации» включены для изучения следующие вопросы: количественные оценки информации и ее виды, структуры и закономерности протекания информационных процессов, сбора, передачи и накопления информации, средства реализации и модели решений функциональных и вычислительных задач, формы представления и преобразования информации, математические основы информатики, информационные подходы и решения к оценке качества функционирования информационных систем и другие вопросы.