Конспект установочных лекций по комплексному курсу Информатика, Теория информации

       

Источники, адреса, развивающее информационное обеспечение (сервер ЦНИТ МГДТДиЮ-МИРЭА)


1.       Бауэр Ф., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: в 2х ч. Ч.1. Пер. с нем. – М.: Мир, 1990. – 336с.

2.       Бауэр Ф., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: в 2х ч. Ч.2. Пер. с нем. – М.: Мир, 1990. – 742с.

3.       Брой М.

Информатика. Основополагающее введение: В 4-х ч. Ч. 1./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1996 – 300 с.

4.       Брой М.

Информатика. Вычислительные структуры и машинно-ориентированное программирование: В 4-х ч. Ч. 2./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1998 – 224 с.

5.       Брой М.

Информатика. Структуры систем и системное программирование: В 4-х ч. Ч. 3./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1996 – 224 с.

6.       Брой М.

Информатика. Теоретическая информатика, алгоритмы и структуры данных, логическое программирование, объектная ориентация: в 4-х ч. Ч. 4./Пер. с нем. – М.: Диалог-МИФИ, 1998 – 238с.

7.       Бухбергер Б. и др. Компьютерная алгебра: символьные и алгебраические вычисления: пер. с англ. \Под ред. Б.Бухбергера, Дж.Коллинза, Р.Лооса. – М.: Мир, 1986. – 392с., ил.

8.       Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Системный анализ и управление». – Изд. 2-е, - СПб.: Изд. СПбГТУ, 1999. – 512с., табл. – 36. ил. – 128, библ. – 288.

9.       Газета « Информатика » (еженедельное приложение к газете «Первое сентября») - №4 (245) январь 2000 года.



10.    Губин С.Ю., Матчин В.Т., Мордвинов В.А. Введение в Интернет\Под ред. Н.Н.Евтихиева. Учебное пособие (вып. 1):\МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1997, 75с.

11.    Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения.- М.: «Диалог-МИФИ», 1999.-320с.

12.    Дейтел Г. Введение в операционные системы: в 2 х т.
Т.1 пер.с англ.-М.: Мир, 1987.-359с.

13.    Дейтел Г. Введение в операционные системы: в 2 х т. Т.2 пер.с англ.-М.: Мир, 1987.-398с.

14.    Ефремова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. ABF. - М.: 1997, 560с.

15.    ж. «Педагогическая информатика», №3, 1997. М., 90с.

16.    Заварыкин В.М. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец.\В.М. Заварыкин, В.Г.Житомирский, М.П.Лапчик.-М.: Просвещение, 1989. – 207с.: ил. ISBN 5-09-000598-2.

17.    Закорюкин В.Б. Теория и технологии информационных процессов. Информационные процессы в автоматизированных системах. Учебное пособие\МИРЭА. – М., 1998. – 104с.

18.    Заличев Н.Н.

Энтропия информации и сущность жизни. – М.: Радиоэлектроника, 1995. – 192с.

19.    Информатика и вычислительная техника: Учеб. пособие для студентов вузов инж.-пед. спец.\В.В.Вьюхин и др.; под ред. В.Н.Ларионова. – М.: Высш. шк., 1992. – 287с.

20.    Информатика: Учебн. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений\ А.Р.Есаян, В.И. Ефимов, Л.П. Лапицкая и др.-М.: Просвещение, 1991.-288с.:ил.-ISBN 5-09-002699-8.

21.    Информационные материалы на сервере кафедры ТИССУ МИРЭА и отдела Технического творчества МГДТДиЮ, в том числе учебные планы по специальностям 220200 и 071900 и примеры производственных и студенческих проектов.

22.    Информационные системы: Учебное пособие для студентов вузов по специальности 071900 – «Информационные системы в экономике»/под ред. В.Н. Волковой, Б.И. Кузина.-СПб.:Изд-во СПбГТУ, 1998, 213с.

23.    Информационные технологии в образовании. V Международная конференция-выставка. Материалы конференции.\Сост. Каймин В.А., Смольникова И.А. , Международная академия информатизации, Минобразования РФ и др., М.: 1996, 98с.

24.    Кнут Д.



Искусство программирования для ЭВМ, в 3х т. Т.3., пер. с англ., Изд. Мир, М.: 1978, 846с.

25.    Козачков Л.С. Прикладная логика информатики \ АН УССР. Ин-т кибернетики. – Киев: Наук. думка, 1990. – 256с. – ISBN 5-12-001195-0.

26.    Кулагин В.П., Матчин В.Т., Мордвинов В.А., Сазонов Б.А. Информатика – основообразующая дисциплина специальности 071900 «Информационные системы (в образовании)» с.39-41. в сб. «Научно-методический семинар «Информационные системы в наукоемких технологиях образования:\МГДТДиЮ, МИРЭА – М., 2000, 67с.»».

27.    Липаев В.В.

Докумнтирование и управление конфигурацией программных средств. Методы и стандарты. Серия «Информатизация России на пороге ХХI века». – М.: СИНТЕГ, 1998, 220с.

28.    Липаев В.В.

Документирование и управление конфигураций программных средств. Методы и стандарты. Проектирование ИС. Серия «Информатизация Росси на пороге XXI века». - М.: МИНТЕГ, 1998, 220с.

29.    Липаев В.В.

Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. Серия «Информатизация России на пороге ХХI века». – М.: СИНТЕГ, 1999, 224с.

30.    Лихачева Г.Н. Информационные технологии в экономике: Учебно-практическое пособие\Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М.: МЭСИ, 1998. - 112с.

31.    Мартин Д.

Организация баз данных. – М.: Мир, 1980 – 600 с.

32.    Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине  «Информатика». Составители: В.П.Кулагин, В.Т.Матчин, МИРЭА, каф. ТИССУ, М.: 1999, электронная версия на сервере каф. ТИССУ с сопровождением на твердом носителе.

33.    Модели и системы представления знаний. Межвуз. сб. науч. тр./МИРЭА. – М., 1990. – 109 с.

34.    Мордвинов В.А. Информсреда новых информационных технологий \ Под ред. Н.В. Петропольского: Уч.пособие: МГДТДиЮ\МИРЭА. - М.: 1996, 75с.

35.    Мордвинов В.А.



Конспект установочных лекций по дисциплине «Введение в специальность 071900 «Информационные системы (в образовании)» («Информсреда в образовании»). Учеб. пособие для студентов первого курса МИРЭА по специальности 071900, учащихся 11 класса лицея «Воробьевы горы» (факультатив) и студентов и школьников в системе дополнительного образования, а также слушателей стажерской площадки МГДТДиЮ.\ Под общей редакцией ректора МИРЭА проф. А.С.Сигова \ Учебное пособие: МГДТДиЮ, МИРЭА – М., 2000, 47с.

36.    Мордвинов В.А. Конспект установочных лекций по дисциплине  «Информационно-социальные технологии в образовании» («Информсреда в образовании»). Учебное пособие для студентов МИРЭА по специальностям 071900 и 220200, а также слушателей стажерской площадки МГДТДиЮ и ФПК ЦНИТ МГДТДиЮ-МИРЭА-ГНИИ ИТТ «Информика» \ Под общ. ред. Н.И.Клятовой \ Учебное пособие: МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1999., 70с.

37.    Мордвинов В.А., Матчин В.Т. ВВЕДЕНИЕ В PDA-МОБИЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА БАЗЕ ОС WINDOWS СЕ 2,0. Учебное пособие. (Часть первая: Технические и программные средства PDA-технологий.) МГДТДиЮ, МИРЭА и др.-М.,1998, с.70.

38.    Мордвинов В.А. Телекоммуникации. Информсреда НИТ.\Под ред. Н.В.Петропольского. Учебное пособие (вып. 2):\МГДТДиЮ, МИРЭА - М., 1966, 21с.

39.    Национальный доклад России на Втором всемирном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», Минобразования РФ, 1997, М.

40.    Пайк М.

Интернет в подлиннике: Пер. с англ. – СПб.: BHV, 1996. – 640с., ил.

41.    Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике (более 1000 терминов). «Финансы и статистика», М.: 1991. – 538с.

42.    Поспелов Д.А.

Энциклопедия по информатике. М.: Просвещение, 1994, 106с..

43.    Романов А.А.

Компьютерная семантика. М.: МОЦ «Школа Китайгородской», 1995, 343 с.

44.    Сазонов Б.А. Концептуальные основы разработки новых информационных технологий формирования содержания подготовки по информатике.


М.: НИИВО, 1994г. – 80с. – (Новые информационные технологии в образовании: Обзор. информ.\НИИВО; Вып. 6).

45.    Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Практикум: Учеб. пособие для вузов по спец. «Автоматизир. системы обработки информ. и упр.». – М.: Высш. шк., 1999. – 224с.: ил.

46.    Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования.\Под научн. ред. А.Я.Савельева.  М.: Изд-во МФТИ, 1998. - 352с.

47.    Сэлтон Г. Автоматическая обработка, хранение и поиск информации. Нью-Йорк, 1968, Пер. с англ., под ред. А.И.Китова. М., «Сов. радио», 1973, 560с.

48.    Шафрин Ю.А.

Практикум по компьютерной технологии./Изд. Второе, дополн. и перераб. – М.: АБФ, 1997 – 560 с.: ил.

49.    Шемакин Ю.И.

Введение в информатику. М.:Финансы и статистика, 1985 – 200 с.

50.    Шемакин Ю.И. Начала компьютерной лингвистики. М.: МГОУ АО «Росвузнауч», 1992 – 113 с.

51.    Шемакин Ю.И.

“Теоретичекая Информатика”/учебное пособие\под  общей редакцией проф. акад. К.И.Курбакова. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998, 80с.

52.    Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Справочная книга. – М.: Финансы и статистика, 1996 – 368 с.: ил.

53.    Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Проектирование. Справочная книга. Доп. издание, переработанное - М.: Финансы и статистика, 1999. - 368с.: ил.

54.    Burks A. W., Goldstine H. H. ,Neumann J. Prelivinary  Discussion  of  Logical Desing Of   Eltctronic   Computing   Instrument  //Prinston №4 . 46

Составители конспекта лекций:

Матчин Василий Тимофеевич, ассистент кафедры ТИССУ МИРЭА, методист сектора НИТ МГДТДиЮ.

Мордвинов Владимир Александрович, к.т.н., профессор, зав. кафедрой ТИССУ МИРЭА, директор центра НИТ МГДТДиЮ-МИРЭА.

Научные консультанты:

Кулагин Владимир Петрович, д.т.н., профессор, нач.отдела ГНИИ ИТТ «Информика».

Сазонов Борис Алексеевич, к.т.н., доцент, зам.


директора НИИВО.

Руководитель экспериментальной учебно-технологической площадки:

Минаков Владимир Ильич, засл.тренер РФ, зав.отделом Технического творчества МГДТДиЮ.

Общая редакция (редактор):

Сигов Александр Сергеевич, д.ф.-м.н., профессор, ректор МИРЭА.

Оглавление:

Модуль 01.Введение. Системный подход к подготовке по информатике технологов НИТ и ДО для учреждений образования........................................................................................................................................................................... 2

Модуль 02. Вводим основные понятия курса: информатика, информация, индустрия информатики, данные, база данных, база и банк знаний,…......................................................................................................................................................... 2

Принципы Фон Неймана................................................................................................................................................. 2

Модуль 03. Структура и закономерности протекания информационных процессов.............................. 2

Модуль 04. Общая характеристика последовательных и параллельных процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Основы сред, структур и систем коллективов вычислителей...................... 2

Модуль 05. Описания систем через множество процессов................................................................................... 2

Сети Петри........................................................................................................................................................................... 2

Модуль 06. Языки программирования для описания взаимодействующих систем................................. 2

06.1. О языках программирования в курсе “Информатика”.................................................................................. 2

06.2. Аппликативные языки программирования. Типизированные языки........................................................ 2



Рекурсивные объявления функций................................................................................................................................ 2

Модуль 07. Кодирование и теория информации..................................................................................................... 2

07.1. Постановка вопроса............................................................................................................................................... 2

07.2. Коды и кодирование............................................................................................................................................... 2

07.3.Оптимальность кодов и разрешающая информация...................................................................................... 2

07.4. Надежность передачи сообщений...................................................................................................................... 2

Модуль 08. Операционные системы и системное программирование (в курсе “Информатика”)...... 2

08.1. Основные аспекты операционных систем........................................................................................................ 2

08.2. Относящиеся к пользователю аспекты ОС....................................................................................................... 2

08.3. Распределение ресурсов ВС................................................................................................................................. 2

08.4. Методы реализации системного программирования................................................................................... 2

08.5. Структуры ОС.......................................................................................................................................................... 2

Модуль 09. Вычислимость в информатике. Гипотетические машины.......................................................... 2

09.1.Постановка вопроса................................................................................................................................................ 2



09.2. Гипотетические машины....................................................................................................................................... 2

09.3.Рекурсивные функции.............................................................................................................................................. 2

09.4.Эквивалентность понятий вычислимости......................................................................................................... 2

Состояние   Левое слово   Знак   Правое слово......................................................................................................... 2

09.5.Разрешимость............................................................................................................................................................ 2

Модуль 10. Теория сложности в курсе “Информатика”....................................................................................... 2

10.1. Мера сложности...................................................................................................................................................... 2

10.2. NP-полнота................................................................................................................................................................ 2

10.3. Эффективные алгоритмы для NP-полных проблем....................................................................................... 2

Модуль 11. Методы описаний и программирования............................................................................................ 2

11.1. Формализмы для спецификаций.......................................................................................................................... 2

11.2. Базы данных и информационные системы...................................................................................................... 2

11.3. Логическое программирование........................................................................................................................... 2



11.4. Объектно-ориентированное программирование............................................................................................ 2

Модуль 12. Эффективные алгоритмы и структуры данных. Метод хэширования.................................... 2

12.1. Избранные алгоритмы........................................................................................................................................... 2

12.2. Деревья....................................................................................................................................................................... 2

12.3. Эффективное представление множеств............................................................................................................. 2

Модуль 13. Информационные системы, ресурсы и виды информационных систем (Обобщение)..... 2

13.1. Семантическая модель реальности и идеальности....................................................................................... 2

13.2 Информационные технологии.............................................................................................................................. 2

13.3. Предметная область............................................................................................................................................... 2

13.4. Представление данных.......................................................................................................................................... 2

13.5. Представление знаний........................................................................................................................................... 2

13.6. Информацинные ресурсы и виды информационных систем. Информащюнные ресурсы общества и предприятия             2

13.7. Фактографические информационнные системы............................................................................................. 2

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.................................................................................................................. 2

Источники, адреса, развивающее информационное обеспечение  (сервер ЦНИТ МГДТДиЮ-МИРЭА)     2


Содержание раздела